«Прославим ту, чье имя - Мать».
30.10.2014, 17:53

Тема урока: «Прославим ту, чье имя - Мать».

 

Цель урока:  Закрепить знания и умение правильно употреблять в речи

                       качественные прилагательные, опираясь на текст, доступный

                      по языку и содержанию и обладающий воспитательным

                      потенциалом.

 

Речевая тема урока – «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя     

                                     - Мать».

 

Ход урока

 

І. Прежде чем пригласить учащихся к диалогу, прошу их удобно сесть, закрыть глаза и, «прогрузившись в тишину», мысленно построить в ряд своих родственников, друзей. Затем спрашиваю, кто же был первым в этом ряду. (Ответы разны, но чаще все прозвучит слов «мама»).

 

ІІ. – Да, нет более святого слова, чем мать. Оно рождается вместе с нами. Любовь к матери, заложенная в нас самой природой, живет в человеке до конца его дней. Место матери в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Мы всегда несли и несем ей свою боль и радость. А она посвящает свою жизнь детям, и дети должны отвечать ей тем же. Но всегда ли это получается у нас? И что мы должны сделать чтобы глаза, душа, сердце матери всегда светились добротой, спокойствием, счастьем? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.

 

ІІІ. Работа по картине.

1. Предлагаю рассмотреть картину Ф.Решетникова «Опять двойка» и подумать на тем, почему она так называется.

2.Затем ученики делают попытку описать состояние матери, используя качественные прилагательные. – Сначала вспомним, что такое прилагательное.

 

ІУ. Работа по рассказу – исповеди Е.Ауэрбаха «Я поздно понял ...»

1. Работу провожу с помощью метода направленного чтения: читаем его по частям, после каждой части ученики предлагают свои варианты продолжения текста.

2. Беседа по содержанию текста, провожу сравнительную характеристику с картиной Ф.Решетникова «Опять двойка», определяя, какая тема объединяет произведения литературы и живописи (тема отцов и детей т.е. взрослых и детей, взаимоотношение детей к матери, любовь матери к детям).

3. Игра «Части текста». Предлагаю игру, (по условию которой 1-ая группа рассказывает о прошлом героя, 2-ая группа – о его жизни в настоящее время. Затем обе группы предсказывают будущее героя.

 

У. Всегда ли дети уважительно относятся к матери?

Предлагаю рассмотреть эту проблему с трех позиций:

                              оптимистической;

                              реалистической; 

                              пессисистической.

 

УІ. Вывод учащихся.

Ученики приходят к выводу, что это исповедь человека, для которого смерть матери стала серьезным испытанием, заставила о многом задуматься, много в себе переоценить.

 

УІІ. – Мы знаем, как богато и щедро сердце матери.

А ваше? Представьте себе, что вы стали взрослым и как герой рассказа «Я поздно понял...», получили первую зарплату. Вы пришли в магазин, потому что хотите сделать маме подарок. В магазине большая коллекция одежды. Что вы подарите маме?

 

УІІІ. Песня А.Юлдашева «Анама деп».

 

ІХ. Продолжаю разговор о любви матери к детям, учащиеся приводят пословицы и поговорки на двух языках. Предлагаю выбрать наиболее понравившиеся и  объяснить свой выбор.

 

Х. «Дневник двойной записи»

Совместными усилиями заполняется «ДДЗ».

 

Что поразило в тексте

Комментарии

 

 

 

 

 

 

 

Х. Коллективное подведение итога.

 

Было видно, что на учеников этот рассказ – исповедь произвел сильное впечатление. Они высказывали разные мнения, но единодушно пришли к выводу: мама нужна всегда, в любом возрасте, на мамину заботу нужно отвечать заботой о ней, нельзя быть равнодушным.

Возвращаясь к грамматической теме, мы отмечаем, что имена прилагательные не только указывают на признаки предметов, но и помогают создать яркую, выразительную картину, описать хорошие и плохие качества людей, внешний вид человека. Без прилагательных наша речь стала бы бедной, невыразительной. Если бы исчезли все имена прилагательные, то сегодня мы не смогли бы так тепло рассказывать о маме, гневно осудить равнодушие и невнимание к ней. В.Сухомлинский писал: «Нет любви сильнее материнской, нет тревоги тревожнее бесонных ночей и несомкнутых глаз материнских».

Поэтому уже сегодня мы должны научиться заботиться о матери, беречь ее, чтобы завтра не было поздно. И я призываю вас (ребята) вместе с поэтом Сергеем Островы:

Люди! Братья мои!

Берегите своих матерей!

Настоящая Мать

Человеку дается, однажды.

 

ХІ. Домашнее задание.

Написать письмо самому себе: «Что я хотел (-а) бы изменить в своих отношениях с родителями, особенно с матерью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.Ауэрбах

 

 

Я поздно понял...

 

 

Мать была худенькая, маленькая женщина  с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Она работала, я учился. Мама мечтала, что у меня будет сильный характер и что я буду писателем.

Так было до девятого класса. Тут меня как будто подменили. Я стал вести самостоятельную жизнь: поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в галаза.

После школы в институт не попал и пошел работать. У меня появились собственные деньги, но  я отдал матери только первую получку.

Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Так прошел год. Наступил май, третьего я уехал с ребятами за город и забыл оставить матери записку, что не приду ночевать. Домой я пришел четвертого, но ее не застал: она умерла, когда в квартире никого не было.

С компанией я сразу порвал и, не бросая работу, стал готовиться к экзаменам. Осенью поступил в институт, где познакомился с Олегом, серьезным и добрым парнем. Я рассказал ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни  до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял.

Выслушав меня, Олег сквозь зубы процедил «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, - это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.

Категория: Орыс тілі | Добавил: taipakokushy
Просмотров: 1171 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]