30.10.2014, 17:53 | |||||
Тема урока: «Прославим ту, чье имя - Мать».
Цель урока: Закрепить знания и умение правильно употреблять в речи качественные прилагательные, опираясь на текст, доступный по языку и содержанию и обладающий воспитательным потенциалом.
Речевая тема урока – «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать».
Ход урока
І. Прежде чем пригласить учащихся к диалогу, прошу их удобно сесть, закрыть глаза и, «прогрузившись в тишину», мысленно построить в ряд своих родственников, друзей. Затем спрашиваю, кто же был первым в этом ряду. (Ответы разны, но чаще все прозвучит слов «мама»).
ІІ. – Да, нет более святого слова, чем мать. Оно рождается вместе с нами. Любовь к матери, заложенная в нас самой природой, живет в человеке до конца его дней. Место матери в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Мы всегда несли и несем ей свою боль и радость. А она посвящает свою жизнь детям, и дети должны отвечать ей тем же. Но всегда ли это получается у нас? И что мы должны сделать чтобы глаза, душа, сердце матери всегда светились добротой, спокойствием, счастьем? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.
ІІІ. Работа по картине. 1. Предлагаю рассмотреть картину Ф.Решетникова «Опять двойка» и подумать на тем, почему она так называется. 2.Затем ученики делают попытку описать состояние матери, используя качественные прилагательные. – Сначала вспомним, что такое прилагательное.
ІУ. Работа по рассказу – исповеди Е.Ауэрбаха «Я поздно понял ...» 1. Работу провожу с помощью метода направленного чтения: читаем его по частям, после каждой части ученики предлагают свои варианты продолжения текста. 2. Беседа по содержанию текста, провожу сравнительную характеристику с картиной Ф.Решетникова «Опять двойка», определяя, какая тема объединяет произведения литературы и живописи (тема отцов и детей т.е. взрослых и детей, взаимоотношение детей к матери, любовь матери к детям). 3. Игра «Части текста». Предлагаю игру, (по условию которой 1-ая группа рассказывает о прошлом героя, 2-ая группа – о его жизни в настоящее время. Затем обе группы предсказывают будущее героя.
У. Всегда ли дети уважительно относятся к матери? Предлагаю рассмотреть эту проблему с трех позиций: оптимистической; реалистической; пессисистической.
УІ. Вывод учащихся. Ученики приходят к выводу, что это исповедь человека, для которого смерть матери стала серьезным испытанием, заставила о многом задуматься, много в себе переоценить.
УІІ. – Мы знаем, как богато и щедро сердце матери. А ваше? Представьте себе, что вы стали взрослым и как герой рассказа «Я поздно понял...», получили первую зарплату. Вы пришли в магазин, потому что хотите сделать маме подарок. В магазине большая коллекция одежды. Что вы подарите маме?
УІІІ. Песня А.Юлдашева «Анама деп».
ІХ. Продолжаю разговор о любви матери к детям, учащиеся приводят пословицы и поговорки на двух языках. Предлагаю выбрать наиболее понравившиеся и объяснить свой выбор.
Х. «Дневник двойной записи» Совместными усилиями заполняется «ДДЗ».
Х. Коллективное подведение итога.
Было видно, что на учеников этот рассказ – исповедь произвел сильное впечатление. Они высказывали разные мнения, но единодушно пришли к выводу: мама нужна всегда, в любом возрасте, на мамину заботу нужно отвечать заботой о ней, нельзя быть равнодушным. Возвращаясь к грамматической теме, мы отмечаем, что имена прилагательные не только указывают на признаки предметов, но и помогают создать яркую, выразительную картину, описать хорошие и плохие качества людей, внешний вид человека. Без прилагательных наша речь стала бы бедной, невыразительной. Если бы исчезли все имена прилагательные, то сегодня мы не смогли бы так тепло рассказывать о маме, гневно осудить равнодушие и невнимание к ней. В.Сухомлинский писал: «Нет любви сильнее материнской, нет тревоги тревожнее бесонных ночей и несомкнутых глаз материнских». Поэтому уже сегодня мы должны научиться заботиться о матери, беречь ее, чтобы завтра не было поздно. И я призываю вас (ребята) вместе с поэтом Сергеем Островы: Люди! Братья мои! Берегите своих матерей! Настоящая Мать Человеку дается, однажды.
ХІ. Домашнее задание. Написать письмо самому себе: «Что я хотел (-а) бы изменить в своих отношениях с родителями, особенно с матерью»
Е.Ауэрбах
Я поздно понял...
Мать была худенькая, маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Она работала, я учился. Мама мечтала, что у меня будет сильный характер и что я буду писателем. Так было до девятого класса. Тут меня как будто подменили. Я стал вести самостоятельную жизнь: поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в галаза. После школы в институт не попал и пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я этого не замечал, вернее, не хотел замечать. Так прошел год. Наступил май, третьего я уехал с ребятами за город и забыл оставить матери записку, что не приду ночевать. Домой я пришел четвертого, но ее не застал: она умерла, когда в квартире никого не было. С компанией я сразу порвал и, не бросая работу, стал готовиться к экзаменам. Осенью поступил в институт, где познакомился с Олегом, серьезным и добрым парнем. Я рассказал ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Выслушав меня, Олег сквозь зубы процедил «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, - это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно. | |||||
| |||||
Просмотров: 1171 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |