30.10.2014, 17:56 | |
Тема: Культура и особенности развития Древнего Египта. Цели: дать понятие о древних цивилизациях, их особенностях; познакомить с основными чертами древнеегипетского искусства, рассмотреть связь с религиозно-мифологической картиной мира, понятие каноничности, ведущая роль монументальной архитектуры. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию. Ход уроков:
I. Проверка домашнего задания. Проверочная работа по вариантам: 1) расскажите об особенностях первобытной культуры; 2) определите основные функции первобытного искусства; 3) расскажите об археологической периодизации первобытной культуры. II. Новая тема. 1. Лекция учителя. Эпоха древних цивилизаций началась с появлением первых государств в Египте и Шумере (конец IV тыс. до н.э.) и закончилась падением Рима и переходом к Средневековью (V век н.э.). эра древних цивилизаций принесла новые формы художественного творчества: культовая и светская архитектура, многожанровая литература, развитая скульптура и др. из первобытного синкретизма выделились самостоятельные сферы духовной жизни: религия, наука, мораль, право, искусство и пр. особенности эпохи: 1) художественное творчество было тесно связано с религией и культом; 2) оно было глубоко традиционным (система канонов); 3) символизм; 4) огромная роль магии и мифа. Среди цивилизаций Ближнего Востока выделяют искусство Шумера (IV тыс. до н.э. - 24 век до н.э.), искусство Аккада (с 24 века до н.э.), искусство Вавилонии (с 18 века до н.э.), искусство Урарту (9-6 вв. до н.э.), искусство Ассирии (13-7 вв. до н.э.), искусство Персии (6-4 вв. до н.э.). 2. Реализация индивидуального домашнего задания «Древнеегипетские мифы и верования, их значение для художественной культуры». 3. Продолжение лекции. В XIX веке была предложена следующая классификация: Додинастический период – до 31 века до н.э. 1. Древнее царство – 31-23 вв. до н.э. 2. Среднее царство – 22-18 вв. до н.э. 3. Новое царство – 16-11 вв. до н.э. 4. Позднее царство – 11-4 вв. до н.э. 5. Александр Македонский – 332-334 гг. до н.э. 6. Династия Птолемеев – до 30 г. до н.э. 7. Римская династия – 30 г. до н.э. – 395 г. н.э. 8. С XII века – арабское правление. Общие черты искусства Древнего Египта: 1. Связь с заупокойным культом, тотемистическими, магическими представлениями. 2. Синтез искусств при ведущей роли архитектуры. 3. Замедленное развитие художественной культуры как результат обособленности Египта и связи с первобытностью. 4. Низкий уровень развития творческого, личностного начала. Искусство Древнего царства (XXVIII – XXIII вв. до н.э.). формирование канона заупокойного храма:мастаба – современное название гробниц Древнего царства – наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами над подземной погребальной камерой. Вершина египетской культуры – пирамиды. Они были усыпальницами фараонов, реализующими идею о беспредельном могуществе богов и их сыновей на земле – правителей Египта фараонов. Пирамиды свидетельствуют об удивительных познаниях египтян в области архитектуры и строительства, математики, астрономии и прочих наук. Великие пирамиды – «первое чудо света» - имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Форма пирамиды означала вечность - фундаментальный принцип древнеегипетского искусства, а соотношение граней пирамиды олицетворяло божественную гармонию вселенной. Ступенчатая пирамида Джосера (XXVIII в. до н.э.), архитектор Имхотеп, высота ок. 60 метров. Классические пирамиды фараонов IV династии в Гизе (конец 27 – начало 26 вв. до н.э.): пирамидаХеопса (высота 146,6, длина стороны основания – 233м., общий вес пирамиды - 7 млн. тонн), пирамидаХафра – 143 м, пирамида Менкаура – 66,5 м. конструкции и пропорции пирамиды основаны на принципах золотого сечения. Вход на северной стороне. Канон изображения фараона. В оксфордской библиотеке хранятся два средневековых манускрипта арабских историков Аль Масуди и Ибн-Абд-Хока, которые приводят редкий миф, записанный от коптов, наследников древних египтян: во время правления фараона Зарита ибн Солюка (солнечный), ему приснился сон о том, что земля перевернулась и звезды падали. Его жрецы измерили высоту звезд и вычислили дату катастрофы – через 300 лет. Было решено построить пирамиды, которые выстояли бы во время катастрофы, а в их камерах заключить все знания цивилизации, золото, драгоценности, керамику и т.п. астрономы Наполеона обнаружили звездные карты 111 – 109 вв. до н.э. миф говорит о том, что пирамиды были достроены за 60 лет до наступления потопа. Сегодня пирамиды стоят в песках, и Нил не может так разливаться, чтобы потоп был мирового масштаба, но на стенах пирамид остались свидетельства потопа: ракушки, морские животные. Они стоят на идеально очищенной скале в самой устойчивой точке континента. Слепая пророчица Ванда сказала, что пирамиды - ключ к абсолютному знанию. Главная звезда Египта – Сириус, и календарь египтян, рассчитанный на 32 тыс. вперед, тоже ориентирован на нее. По Сириусу определяли разлив Нила, и в пирамиде проводилась священная церемония в честь бога Озириса. Когда луч солнца проникал через маленькое отверстие в пирамиде и падал на статую бога, начинался новый год. Это отверстие до сих пор не найдено, также как и вход в пирамиду – сплошные ряды кладки плит из песчаника (2,5 тонны каждая), держащихся на растворе неизвестного состава, тоньше листка бумаги. Калиф аль Рашид, вскрывший пирамиду в XIV веке, вспоминал, что не мог просунуть лезвие меча между ними и просто пробил стену. Пирамиды были облицованы белыми плитами, полностью покрытыми иероглифами (их частично расшифровал в начале ХХ века Франсуа Шампольон), а макушка облицована золотом, ярко сверкавшем на солнце. В XIV веке плиты еще были, но сейчас осталось только две. Всего пирамид семь, по числу планет, которые знали древние египтяне. Искусство периода Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.) изменения в технике строительства пирамид. Появляется скальная гробница. Сфинкс – каменный лев с головой фараона Хафра (длина 57 м, высота 20 м). храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (21 в. до н.э.). Скульптура и живопись были связаны с заупокойным культом. Существовал канон: голова и ноги фигур всегда показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь – в фас. Фараон изображался крупнее всех остальных. Жанры литературы: сказки («Сказка о Правде и Кривде»), мифы, гимны в честь богов, поэзия, повесть («История Синухета»). Характерные черты: образный язык, яркие метафоры, идейное и художественное богатство. Искусство периода Нового царства (XVI – XII вв до н.э.). Фивы – столица Египта. Храм Амона- Ра в Карнаке и Луксоре с огромными колонными залами (134 колонны высотой 20м и диаметром 5м). Стены храмов украшены многоцветными росписями, орнаментами и иероглифами. Скальный храм Рамсеса II в Абу – Симбеле (Нубия). Подземные гробницы Долины царей. «Книга мертвых» - сборник текстов молитв, заклинаний, магических формул, гимнов, предназначенных помогать умершему преодолевать препятствия и опасности на его пути в загробное царство Озириса. Искусство периода Амарны. Религиозная реформа Аменхотепа IV (1365-1348гг): введение общегосударственного культа Атона, новое имя фараона – Эхнатон (угодный Атону), новая столица Эхетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами. Стиль Амарны: экспрессивная манера изображения фараонов и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам (портреты жены фараона Нефертити). III. Итоги урока. Искусство египтян основывалось на идее вечной жизни. характерными его чертами были неизменность форм, каноничность, монументальность и декоративность. Формы и виды древнеегипетского искусства: архитектура (пирамиды, храмы, гробницы), скульптура, рельеф, многоцветные фресковые росписи, изделия прикладного искусства.
Домашнее задание: 1. прочитать конспект, готовиться к проверочной работе; 2. индивидуальное задание: реферат «Семь канонических чудес света». | |
| |
Просмотров: 879 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |