Проявление доброты в сказке «Морозко».
30.10.2014, 17:55

Проявление доброты в сказке «Морозко».

                                                                                                 

                                                                    

Цель: 1. Выделять детали, характерные для сказки как жанра народного творчества.

2. Раскрыть мудрый, получающий смысл сказок.

3. Учить постигать добро как нравственную ценность, способную побеждать зло.

4. Развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

5. Воспитывать доброту, терпение, чуткость, уважение к семейным ценностям, умение преодолевать трудности через восприятие произведения.

6. Расширить понятие «добро», «доброта» с точки зрения авторской и личной позиции учащихся.

 

 Методические приемы: индивидуальная, самостоятельная, групповая работа учащихся, частично-поисковая, творческая работа, беседа, чтение эпизодов текста.

 

    Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование: интерактивная доска, слайды, иллюстрации  к сказкам, цветные фломастеры, карточки с заданиями, таблицы, словарь, тестовые задания, музыкальное сопровождение, тексты сказок.

 

Ход урока.

                                                                    Эпиграф: «В добре жить хрошо».

                                                                                                Пословица

І. Организационный момент. Психологический настрой на активную работу.

Целевая установка.

ІІ.Приветствие учителя.

- Добрый день, ребята!

Я рада видеть вас и надеюсь на активную совместную работу.

Прошу вас обратить внимание на листы, которые лежат перед вами. Это «Звезда успеха». Сегодня вы будете самостоятельно оценивать свои ответы в течение всего урока и ставить «+» внутри звездочки за правильный ответ.

Цель сегодняшнего урока:  обобщить и проверить те знания о сказках, которые вы получили на предыдущих уроках и дополнить их. Нам предстоит

сделать вывод о том, чему учат сказки, что такое добро и доброта, как они помогают не только сказочным героям, но и нам бороться со злом. Эпиграфом к нашему уроку служит пословица «В добре жить хорошо».

Как вы понимаете эту пословицу?

- Когда все здоровы, веселы, любят друг друга.

- Совершают хорошие поступки.

- Делают добрые дела для других.

- Никому не грубят, не завидуют.

Правильно, но не все люди добрые, есть и злые. И сегодня мы на примере прочитанных сказок  должны  понять, как добро помогает людям.

ІІ. Мотивационный этап. (Беседа по вопросам).

Вспомните, что такое сказка.

2. А какие сказки вы читали? («Иван Царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Алдар–Косе и хвастливый бай», «Заработанный рубль», «Честный мальчик», «Лев, волк и лиса», «Грубая благодарность», «Лиса и козел»).

3. Давайте попробуем узнать эти сказки по отрывкам, иллюстрациям, предметам. (Показ иллюстративного материала, чтение отрывков из сказок)

4. Кто создатель этих сказок? Какие это сказки?

- Народ, это народные сказки.

5. Какие виды сказок вы помните?

- волшебные, бытовые, о животных.

 

ІІІ. Работа с таблицей

 

Вы видите названия этих сказок на экране.

1. Сестрица Аленушка и братец Иванушка

2. Иван-Царевич и Серый волк

3. Алдар-Косе и хвастливый бай

4. Заработанный рубль

5. Честный мальчик

6. Лев, волк и лиса

7. Лиса и козел

8. Грубая благодарность.

Задание: Распределите по указанным номерам эти сказки в таблице цифрами.

Волшебные

Бытовые

О животных

1,2

3,4,5

6,7,8

 

Проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Молодцы!

 

 ІV. Поисковая работа

   А теперь я раздам вам разрезанные на части иллюстрации к сказкам, а вы постарайтесь их соединить так, чтобы получилась правильная картинка.

Иван-Царевич и Серый волк

Сестрица Аленушка и братец Иванушка и т.д.

- Хорошо. А что же побеждает в сказках, добро или зло?

 

 

V. Переход к новой теме.

 

Мы знаем, что в сказках добро всегда побеждает зло. Подберите однокоренные слова к слову добро: добро, доброта,добрый и т.д.

Дома вы прочитали сказку «Морозко», в которой тоже побеждают добро и справедливость. Я надеюсь, что сказка вам понравилась и она даст вам жизненный урок. А какой, мы сейчас и выясним. Но сначала проведем словарную работу.

Почему сказка так называется? От какого слова образовано слово Морозко? Правильно, от слова «мороз».

Сказок о морозе много. В некоторых сказках его уважительно называют Мороз Иванович, а в этой сказке он просто Морозко. Почему? Наверное, он как дедушка, добрый, справедливый, близкий для нас персонаж. (показ слайда «Морозко»)

 

VІ. Словарная работа по тексту.

 

Посмотрим,  какие еще незнакомые или трудные слова встретились вам в этой сказке.  Эти слова выведены на экране, посмотрите. (Работа с интерактивной доской).

Словарная работа

Морозко – уменьш-ласк. от Мороз

Мачеха – неродная мать (өгей шеше)

Падчерица – неродная дочь (өгей қыз)

(Все эти слова есть в учебнике, я вам напоминаю.)

Не могла угодить – жақпай қойды

Все не так, все худо – все плохо

Трескучий мороз – сильный мороз

Затужил

                        – загоревал , запечалился

Заплакал   

Потрескивает – шатырлайды

Пощелкивает – шақылдайды

Сжалился – пожалел

Поминки справляет – ас берді

Короб – круглая коробка (қорап)

Застудил – суық тигізді

Окостенеть – замерзнуть до смерти

Кинулась встречать – жүгіріп алдынан шықты

Заголосила – айқалап жылады

Сварливая – злая, недобрая (ызалы, қайырымсыз)

 

Хорошо, а теперь обратимся к содержанию этой сказки.

 

 

 VІІ. Вопросы для разминки

1. Назовите героев сказки. (Мачеха, падчерица, старухина дочь, старик, Морозко и собака).

(Свои ответы подтвердите словами текста). Выборочное чтение.

2. Как относилась старуха к падчерице? А к родной дочери?

3. Почему старик отвез свою дочь в лес? А старухину дочь?

4. Как вела себя падчерица с Морозко? Как вела себя старухина дочь с Морозко?

5. Как относился Морозко к падчерице?  А к старухиной дочке?

Мороз отнесся к ним одинаково, справедливо. Он хотел заморозить их, потому что он Мороз.

6. За что Морозко одарил падчерицу? За что наказал старухину дочь?

Он  пожалел падчерицу  за ее терпение, уважение к нему, к старшему. А наказал старухину дочь за ее грубость.

 

VІІІ. Составление  Вен диаграммы

Перед вами группа прилагательных, которые характеризуют человека. Какие из этих слов можно отнести к старухиной дочери, а какие  - к падчерице?

Добрая, вредная, грубая, трудолюбивая, вежливая, злая, сварливая, ласковая, ленивая, терпеливая.

Распределите эти слова так, чтобы они характеризовали каждую из девушек:

             Старухина дочь                                   Падчерица

 

К кому еще                                                                            К кому еще

 можно          вредная          семья            добрая               можно отнести                                                            отнести       грубая            девочки        вежливая       эти слова?

эти слова?   злая                ровесницы   трудолюбивая

                     сварливая      сестры          ласковая              - К старику

- К старухе  ленивая                               терпеливая

 

 

 

Девочки очень разные, но попробуем понять, что их объединяет.

Правильно.

 Они живут в одной семье.

Это девочки.

Ровесницы.

Сестры.

Но старухину дочь Мороз наказал, а падчерицу одарил. Почему? Что мешает старухиной дочери быть хорошей, доброй?

- лень, эгоизм, равнодушие, неуважение, жестокость.

      Кого из них вы хотели бы сделать своим другом?

- падчерицу,  собачку,  старика,  Морозко (в ком проявляются добрые качества, к нему тянутся и люди, и животные, и даже Мороз, хотя он необычное существо).

Вывод: Значит, надо быть честным, трудолюбивым и делать добро, оно вернется к вам. Значит, пословица, которую мы взяли эпиграфом к уроку «В добре жить хорошо», очень важна в нашей жизни. Жить в добре - это значит делать добро для близких , для друзей.

 

ІХ.  Ассоциации.

А какое оно, добро?

Оно ласковое, нежное, приятное, нужное.

 

 Х.  Релаксация   (звучит музыка «Одинокий пастух»)

         Давайте представим это добро.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. Оно яркое, нежное, как звездочка, как маленькое солнышко перед вами светит.

Попробуйте мысленно взять его в руки.

Оно теплое и ласковое, как руки мамы.

Его приятно держать в руках. А теперь прижмите его к сердцу и откройте глаза. Теперь добро будет жить в вашем сердце и приносить радость и вам, и людям.

Помните, все хорошее в жизни – от доброты людской. От добрых слов и дел. Спешите творить добро и оно обязательно вернется к вам. Оно, как солнышко, светит людям, и лучики добра тянутся к людям.

 

Давайте подумаем, что несет добро людям?

                                                любовь

           доброта                                                          забота

                            помощь                     добро       уважение

                                                                                     понимание

                           радость                                             

                                                                                      ласка

                                                          внимание

 

Тот, кто добр, всегда будет счастлив. А кто несет зло, будет наказан.

Ребята, чем же закончилась сказка? (Смертью старухиной дочери.)

Жалко нам старухину дочь? (Жалко. Да, потому что она человек, хотя и неправильно ведет себя).

 

ХІ. Домашнее задание .

1. Придумайте свой конец сказки. Пусть старухина дочь будет наказана по- другому.

2. Выполните тест. И наша работа не закончена, вы продолжите на слудующем уроке.

 

ХІІ. Составление синквейна

     Ребята, давайте представим, что вы поэты. И сейчас мы сочиним пятистишие, используя ключевые слова нашего урока: нежное, ласковое, объдиняет, помогает, спасает, ужасное, грубое, убивает, ненавидит, мешает, любовь, ненависть.

 Что?                               Добро                                            Зло

Какое?       Нежное, ласковое                     Ужасное, грубое

Что делает? Объдиняет, помогает,спасает       Убивает, ненавидит, мешает

А это нам нужно?    Людям нужно добро.           Нам не нужно зло.

Что это?                 Любовь.                                 Ненависть.

 

ХІІІ. Рефлексия

Продолжите предложения своими мыслями:

1. Я сегодня на уроке узнал, что человек должен быть добрым.

                                                  что нужно быть терпеливым.

                                                  что не надо быть злым.

2. Мне сегодня захотелось  кому-то помочь.

                                               измениться к лучшему.

                                               стать добрым.                                       

3. Я сегодня на уроке научился верить в добро.

                                                       понимать людей.

                                                       узнавать добро и зло.     

                        

ХІV. Оценивание

    Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

        

 

 

                  

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Орыс әдебиеті | Добавил: taipakokushy
Просмотров: 3857 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]